Изображение

Знаете ли вы, что существует ТОП-10 знаменитых наклонных сооружений в мире? И не красота или высота здания влияет на место в этом рейтинге, а угол наклона к горизонту.
На третьем находятся две болонские башни - Азинелли и Гаризенда. Башня Азинелли, высотой 97 метров, смещена на 2,2 м. в верхней части, а её соседка, из-за наклона аж на 3 метра, была укорочена на одну пятую.
Всем известная Пизанская башня занимает в списке всего лишь 5-е место.
А на шестом находится моя землячка, наклонная башня Демидовых, расположенная в городе Невьянск, неподалеку от Екатеринбурга.
Мы там были в 2013 году, но почему-то я забыла рассказать про эту интереснейшую поездку. Исправляюсь.

Изображение

В самом городе смотреть практически нечего, кроме десятка симпатичных домиков, украшенных деревянным кружевом и роскошного здания женской гимназии середины XIX века, выстроенного в стиле модерн, ничего любопытного нам на глаза не попалось. Да и не за этим сюда едут многочисленные туристы. Всех интересует знаменитая Невьянская башня.

Изображение

А чем же она так знаменита я вам расскажу. Прежде всего, башня эта наклонная.

Изображение

Наклонена она на 3 градуса с минутами у нижнего яруса, что составляет 1,85 м. Но в отличии от самой известной падающей башни из Пизы, наклон уральской башни является стабильным и неизменным за все почти 300 лет её существования.

Изображение

Чтобы узнать про появление башни, углубимся немного в историю. В сентябре 1698 года государь Петр I издает указ о строительстве Невьянского завода "... в местах... где пристойнее и руда ближе и дров больше... завод завесть. А для того взять добрых и нужных мастеров с (железных) заводов Тульских, Каширских, Мало-Ярославских, Павловских.... по зимнему пути 1698 года послать на Верхотурье и там угодные места осмотреть". Угодным местом оказался нынешний Невьянск - и 15 декабря 1701 года завод был построен и дал первый металл. Но казенным завод просуществовал всего год - уже в 1702 году он был передан Никите Демидовичу Антюфееву, в 1720 году получившему за заслуги перед Отечеством дворянство с фамилией Демидов и ставшему родоначальником знаменитой династии уральских горнозаводчиков Демидовых. Невьянский завод был первым бриллиантом в демидовской короне.

Изображение

Сын тульского кузнеца, Никита Антюфеев оказался талантливым, мыслящим по-государственному человеком, способным понять и осуществить великие замыслы царя-реформатора. В 1695 году Никита Демидович пускает свой первый металлургический завод в Туле, а через 7 лет перебирается на Урал. Вместе с отцом в строительстве и управлении уральскими заводами участвует и его сын, Акинфий Демидов, некоронованный царь Урала.

Изображение

Он унаследовал от отца деловую хватку, был глубоким знатоком горнозаводского хозяйства, предприимчивым деятелем, умевшим ловко маневрировать среди придворных вельмож и добиваться для себя исключительных привилегий. Именно ему мы обязаны строительством невьянской башни. Башня была выстроена рядом с имением Демидовых, среди цехов железоделательного завода и была, говоря современным языком, административным корпусом.

Изображение

Откуда же взялся наклон? Оттуда же, откуда и у других "падающих" сооружений - слабость грунтов и близость подземных вод. Стоило возвести первый этаж четырехугольного сооружения, называемого четвериком, как наклон сразу же проявился. Его попытались исправить, добавляя камни в основание башни, но безуспешно.

Изображение

Для возведения башни использовались особые кирпичи, каждый весом в 13 кг и металлические стяжки, жестко связавшие конструкцию башни.

Изображение

До сегодняшних дней крепления в башне стоят те, что были поставлены в 1720-х годах.

Изображение

Что же располагалось в здании? Ведь цель строительства этого сооружения так до сих пор и не ясна.

Изображение

Слабые грунты не дали возможность сделать никакие подземные сооружения, поэтому предполагается, что первый этаж служил тюрьмой. Вход в помещения первого этажа отдельный. А эта парадная лестница ведет сразу на второй этаж.

Изображение

Изображение

На втором этаже располагался кабинет самого Демидова. Башня овеяна слухами и легендами, по одной легенде, заключенные на первом этаже провинившиеся работники втайне чеканили фальшивые деньги. По другой - золотые и серебряные монеты изготовляли в секретной лаборатории на третьем этаже. Но историки и химики опровергают эти слухи, никаких серьезных следов драгметаллов не обнаружено. В Екатеринбурге находился один из нескольких официальных монетных дворов. А в башне, для туристов, установили пресс для изготовления монет, подобный тому, что имелся в Екатеринбурге. В кассе музея можно купить медную или алюминиевую болванку и самому отчеканить монетку на память. Человек, который занимался изготовлением денег, назывался портач. Даже поговорка была: - "Портачь, портач, да не напортачь!"

Изображение

Норма была 500 медных монет за смену на 5 работников. Это немало, если самому попробовать изготовить хотя бы пару монет. У нас пресс крутили трое сильных мужчин, с большим трудом отчеканили 5 медных монеток.

Изображение

На монете изображен герб Демидовых и пара соболей, символ торговой марки "Старый соболь", которой клеймили демидовский металл.

А вот дверь в секретную лабораторию. Стоит с XVIII века. Из-за наклона башни закрывается она с большим трудом.

Изображение

В саму лабораторию на 3-й этаж ведет узкий коридорчик с двумя окнами, одно смотрит на улицу, а второе - в кабинет Демидова. Ни один человек не мой тайно попасть в помещение лаборатории.

Изображение

Отсюда и легенда про фальшивые деньги. На самом деле, здесь ставились опыты с новыми образцами руды.

Изображение

Крыша "входной группы", как сказали бы сейчас, имеет уникальную конструкцию, впервые примененную в строительстве. Она состоит из связанных между собой чугунных полос, обеспечивающих жесткое крепление.

Изображение

Легкое, но в то же время очень прочное сооружение. Впоследствии такая конструкция будет применена при реконструкции Майнцкого собора и строительстве Исаакиевского.

Изображение

Крыша покрыта дощатым железом, практически вечным и легким материалом. Часть железных балок была заменена, это легко заметить - старые планки имеют неровные края, зато не имеют никаких следов ржавчины и других повреждений. На новых ржавчина видна отчетливо.

Изображение

Еще одно помещение башни - знаменитая "слуховая комната". Её особенность в том, что стоя в одном углу комнаты, можно хорошо расслышать, что говорят в противоположном углу.

Изображение

Эффект, наблюдаемый в комнате, связан с особой формой потолка — он сводчатый и при этом слегка приплюснут. Но эта конструкция была придумана не на Урале, таким способом во время эпидемии чумы священники исповедовали зараженных людей, не входя с ними в близкий контакт и не нарушая при этом тайну исповеди.

Изображение

Про эту чудесную комнату мы знали заранее, но когда я услышала голос мужа, доносящийся прямо из стены, просто обалдела.
А Демидов использовал эту комнату для особых случае. Для приезжавших на завод ревизоров после окончания проверок в этой комнате накрывался стол с самоваром, с угощениями. И Демидов, усадив гостей, удалялся - мол, не буду вам мешать, общайтесь себе на здоровье. А сам - за лестницу, ухом к заветной стене. И таким образом слушал все разговоры ревизоров, заодно решая их дальнейшую судьбу. Да уж, суровые нравы - отнюдь не изобретение нашего времени.

А мы поднимаемся всё выше, уже покинув помещение четверика, оказываемся в первой восьмигранной надстройке. Здесь находится часовой механизм. В 1730-х годах часы-куранты были приобретены Акинфием Демидовым в Англии за 5 тысяч рублей. О том, что это по тем временам была за сумма, говорит тот факт, что стоимость всей башни во второй половине XVIII века была оценена гораздо меньше — в 4207 рублей золотом.

Изображение

В годы Советской власти чудо-башня оказалась на территории режимного завода, поэтому лестницы в надстройки были разрушены, а часы разобраны. И пролежали они до 80-х годов, пока не нашелся умелец, собравший часы обратно. Все части в часах "родные", заменить пришлось лишь тонкие проводки, которые тянутся к молоточкам, находящимся этажом выше, во второй надстройке.

Изображение

Изображение

Часы были запрограммированы на 18 английских мелодий. Вот их мастер восстановить не смог. Но еще один специалист смог перепрограммировать механизм, теперь куранты исполняют 4 мелодии каждый 3 часа. Нам довелось услышать знаменитое "Славься". А вот так каждый час молоточки бьют по колоколам.

Изображение

Колокола для часового механизма были созданные английским часовщиком Ричардом Фелпсом, а вот имя самого часового мастера остаётся неизвестным. Так же как до сих пор идут споры - кто же изготовил металл для колоколов, уж не шведы ли?

Изображение

Из помещения с колоколами можно выйти на обзорную площадку, это примерно 50 метров над землей.
Оттуда открываются прекрасные виды на окрестности. В первую очередь, на купола Спасо-Преображенского собора.

Изображение

На здание бывшей усадьбы Демидовых, находящееся сейчас на реконструкции.

Изображение

На реку Нейва и плотину, без которых завод не смог бы работать.

Изображение

Вход на третий ярус, где раньше располагалась смотровая площадка, сейчас закрыт. Осталось посмотреть на самый верх башни.

Изображение

Шатровую железную крышу венчает металлический шпиль с водруженным на нём флюгером, сделанным из железа, в котором выбит дворянский герб Демидовых. Оригинальный флюгер сейчас снят и хранится в музее.

Изображение

Кроме флюгера мы там видим и «шар-солнце» с шипами, который является молниеотводом. Первый шар, в который молния попадала более сотни раз и от которого уцелел всего один шип, так же хранится в музее.

Изображение

К шпилю подведено заземление. Таким образом, башня была оснащена молниеотводом за четверть века до того, как он был сконструирован Бенджамином Франклином.

Вот такое уникальное сооружение, похожее на шкатулку с секретами, имеется на уральской земле.

Изображение

Какова же дальнейшая история башни и самого Невьянска после смерти Акинфия Демидова?
Завещал он все свои металлургические заводы одному из своих сыновей, Никите. По свидетельствам одних источников, Никита был самым способным к горнозаводской деятельности. По другим - так настояла вторая жена Акинфия, родная мать Никиты. Как бы то ни было, но двое старших братьев подали протест и оспорили отцовскую волю. Спор о разделе имущества длился 13 лет. И в результате Невьянский завод вместе с 5 соседними отошли старшему брату Прокофию Демидову. Человек он был блестящий, образованный, щедро жертвовал средства для Московского университета, благодаря ему появился Нескучный сад. Но вместе с тем, он был очень далек от заводской деятельности. И в результате в начале 1769 года Прокофий продает завод Савве Яковлеву. Яковлев, а впоследствии его наследники управляют заводом грамотно, но связей и влияния Демидовых у них нет. Да и эксклюзивный контракт на поставку оружия для Адмиралтейства был тоже у Демидовых. К тому же, то пожары, то прорывы плотины способствуют миграции населения. К середине XIX века Невьянский завод утратил свое значение в металлургическом производстве Урала: вырублены леса, выработались, обеднели ближайшие к Невьянску железные рудники — руду теперь добывали и доставляли не только из окрестностей, но из горы Высокой под Нижним Тагилом.В двадцатые годы завод постигла общая участь - он был национализирован и затем превращен в машиностроительный завод.
А вот Нижний Тагил, который достался Никите Демидову, не только смог преодолеть все кризисы XIX-XX веков, но и сохранил свою значимость в металлургической отрасли и в советские годы, и в постсоветские. И сейчас Нижний Тагил - второй по величине и значимости город в Екатеринбургской области. А Невьянск - тихий и провинциальный городок. Зато имеющий такую жемчужину архитектуры как наклонная башня.
Комплекс, состоящий из башни и Спасо-Преображенского собора, реставрация которого продолжается уже 10 лет, окружен красивой решеткой со стилизованным гербом Демидовых и теми самыми соболями, символами высшего качества демидовского металла.

Изображение

По еще одной легенде, Акинфий Демидов вышел вместе с архитектором на смотровую площадку башни и спросил того: - "А сможешь ты построить еще одну такую же башню?"
"Построю, да не одну" - ответил ему мастер. Тут заводчик его и столкнул с площадки. И башня наклонилась вслед за своим создателем.
Но это всего лишь легенда, одна из многих, окружающих такое необычное сооружение, творение безымянного зодчего.